Что Библия говорит о сновидениях?

Библия и сны – Отношение к снам и Православная Церковь

Сегодня поговорим об отношение к снам в Священном Писании. Читая Библию можно заметь двоякое отношение к снам, с первой стороны, в Библии сны сравниваются с мякиной, со второй стороны, можно найти в Деян. 2,17 слова, что Бог вразумляет людей сновидениями. Священное Писание объясняет и связывает способность людей к сновидениям с нашей мозговой деятельностью как материальной и физической основой нашего разума и ума. В Библии можно узнать, что сны бывают естественными и сверхъестественными. Первые – естественные сны и сновидения вызваны физиологической и психической деятельностью каждого человека. Вторые – сверхъестественные сновидения происходят из двух источников – от Бога и от сатаны.  ” Даже и ночью сердце его не знает покоя” – Еккл. 2,23. Екклесиаст  один из самых мудрых проповедников наставлял не придавать снам важного значения, так как это просто суетные видения. Сны бывают от большого количества забот которые  тяготят нашу психику.  ” Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога” – Еккл. 5,6. После пробуждения под впечатлением от новой информации, забот и дум человек быстро забывает сны и они исчезают как туман, так как не имеют важного значения.

Ночь так же считается хорошим временем для откровения воли Божией, и можно найти и такую информацию в Библии.  Например Быт. 15,12; 20,3; 28; 10-12; 37,5.

Патриарх Исаак и патриарх Иаков в сновидении получали наставления и откровения. Быт. 26, 2-45; 46,2. В первый раз Господь заговорил с Иаковом во сне, во время бегства Иакова от брата его в Харран, по дороге Иаков заснул и во сне ему явился Господь и подтвердил благословение, которое было дано Аврааму и Исааку и теперь переходило на Иакова. “…и благословляются в тебе и в семени твоем все племена земные… “Быт. 28, 13-15.

Праведники использовали тишину ночи для общения с Господом. Например в псалмах Давидовых есть такие строки: ” Даже и ночью учит меня внутренность моя” Пс. 15,7; 41,9; 62, 7.  Давид размышлял о Боге в ночные часы и находил в этом ответы на вопросы и наставления для себя.  Сны и сновидения в древние времена, когда еще не было Библии, были особой формой наставления и откровения Господня.  Книга Иова 4,13; 7,14; 33, 14-18. С пророками Господь разговаривал двумя путями, либо показывал им сны и видения, либо вкладывал в их уста весть.  Иер. 31, 26; 14, 14. Пророк Иеремия получал откровения через посредство Духа Святого, а судьбу народа еврейского Бог  открыл ему через сновидения.

Лжепророков было много и они были активны и обольщали людей рассказами о своих снах. 3 Цар. 18, 19; 22, 6.  ” Я не посылал этих пророков, а они сами побежали… Они говорили: ” мне снилось, мне снилось”… Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?… Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у кого Мое слово, пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?” – говорит Господь… Иер. 23, 21-32. Эти слова пророка Иеремии объясняют нам точное отличие одних снов, как будто бы “вещих”, в которых что-либо “привиделось”, – от других снов, где Сам Господь говорит с праведниками и избранными святыми. Мнимые пророки и сегодня смущают своими видениями и пророчествами народ. Пророк Захария говорит – ” вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые” Зах. 10,2. Ложные пророки видят сны такие, которые только мнятся быть вещами, но в действительности не от Бога приходят, а от лукавого. Ветхий Завет начал затрагивать разницу между ложными и подлинными откровениями.  В Новом Завете :” Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде” Мф.  7, 15; 7, 24.

Вопрос о отличии ложных и подлинных видений будет поднят позднее в святоотеческой, аскетической письменности, когда это станет наиболее важно для подвижников и монахов.

Апостол Павел получал откровения во сне. Деян. 16,9. Апостол Павел слышит во сне наставления от ангела Божия. Деян. 27, 23. ; 18, 9; 23, 11.

Важно отметить что в Новом Завете, в отличии  от Ветхого Завета изменяется роль сновидений в Промысле Божьем. В Новом Завете сны как средство откровения от Бога утрачивают свое первостепенное значение.  Если Бог использует сны,  то только в редких случаях,  для предупреждении об опасности например. Ни в одном  послании апостолов в Новом Завете мы не находим больше ни одного намека на использование сновидений в качестве  духовного руководства и помощи. Сны и сновидения становятся частным и касающимся судьбы только одного человека, хоть и апостола. Дух Божий  действует и говорит через Церковь, апостолов и учеников Христовых.

Это сочинение написано под впечатлением от книги Иеромонаха Серафима (Параманова).

Призываю вас не искать и не видеть во снах большого смысла, возможны вещие сны у святых людей, но и они носят чаще личный характер.

Сны по моему мнению это часть нашей психической жизни, во сне , пока тело спит, мозг обрабатывает просмотренную за день информацию, и например чаще сны снятся когда человек сильно перегружен заботами и впечатлениями, либо болеет. Здоровый сон когда тело хорошо отдыхает – это сон без сновидений.

Но все же сны если они позитивные и приносят вам хорошее настроение или вдохновляют нарисовать красивую картину или написать фантастическую сказку, возможно это часть воображения. Это не плохо и не хорошо, это просто работа вашего мозга , его творческих способностей.

Но что бы лучше отдыхать  – спите крепко! Пусть снятся вам только хорошие сны, которые дарят хорошее настроение, но помните что сны не стоят сильного внимания и не надо сильно переживать из-за увиденного во сне.

Все сонники это документы языческой древности.



Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.